Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Советы экспертов — ТПП
Советы экспертов

Советы экспертов | Старший юрисконсульт Волкова Ирина Сергеевна, отдела патентов и товарных знаков.

КАК НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ: оригинальное наименование → домен сайта → товарный знак

С чего обычно начинают бизнес? С регистрации фирмы! А конкретно – с выбора наименования. Как пел незабвенный капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Вот и пускаются в плавание отчаянные предприниматели, выдумывая имена одно интереснее другого. А второй шаг? Продвижение! И следом за названием фирмы появляется сайт. Причем, в 90% случаев домен сайта носит такое же название, как и фирма или с минимальными изменениями. Когда появляются клиенты и прибыль, предприниматели принимают решение зарегистрировать своё оригинальное название в качестве товарного знака. И тут их ожидает неприятный сюрприз в виде чужого зарегистрированного товарного знака, который казался таким уникальным и оригинальным. Ни наименование вашей организации, указанное в ЕГРЮЛ, ни домен вашего сайта, честно приобретенный у регистратора, не дадут приоритета при регистрации товарного знака.

Обратите внимание: регистрация наименований организаций/доменов и регистрация товарных знаков находятся в различных правовых плоскостях и регулируются разными правовыми нормами.

В одном городе на одной улице и даже по одному и тому же адресу может быть зарегистрировано несколько фирм с одним и тем же названием. Это не влечет никаких правовых последствий.

Если ваш домен похож на уже существующий, регистратор предложит варианты. Например, к занятому домену ландыш.ру можно добавить несколько символов — ландыш.онлайн, ландыш.орг, ландыш.56 — и беспрепятственно его использовать.

С товарным знаком все иначе. Наличие тождественных или схожих до степени смешения (т.е. похожих) объектов повлечет отказ в регистрации. А что может произойти при незаконном использовании чужого зарегистрированного товарного знака, мы уже писали ранее.

Ситуации, когда предприниматель отстаивает свое право на товарный знак, опираясь на репутацию наименования своей фирмы или домена, конечно есть. Но, как правило, они сопровождаются длительными судебными разбирательствами, сбором огромного количества документов, проведением социальных исследований и опросов за счет заинтересованного лица и значительными финансовыми затратами.

Так что процесс в правильном порядке должен выглядеть так:

ТОВАРНЫЙ ЗНАК → ОРИГИНАЛЬНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ → ДОМЕН

При чем второй и третий пункты можно менять местами, тогда как первый всегда должен быть в приоритете.

Закономерный вопрос – а на кого же зарегистрировать товарный знак, если нет названия, а соответственно и фирмы? Ответ прост – на индивидуального предпринимателя или уже существующую фирму. Впоследствии его можно законным образом передать полностью или предоставить лицензию на использование.

Отдел патентов и товарных знаков ТПП Оренбургской области готов проконсультировать вас по любому вопросу, связанному с регистрацией товарных знаков.


Старший юрисконсульт Волкова Ирина Сергеевна

✅г. Оренбург, пер. Свободина, 4, этаж 2, каб 208
✅ (3532) 91-33-73
✅ tz@orenburg-cci.ru

Бесплатные консультации.

Приём по будням с 9-00 до 18-00 (обед с 13-00 до 14-00).

Перейти в отдел товарных знаков