Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
О проблемных вопросах, возникающих при проведении независимой антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА — ТПП
О проблемных вопросах, возникающих при проведении независимой антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА

«Проблемные вопросы, возникающие при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции Организацией Объединенных наций против коррупции, принятая 31 октября 2003 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждое государство стремится периодически проводить оценку правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Одной из основных мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, которая закреплена в статье 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлен один из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы в виде сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, других органов государственной власти и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц с институтами гражданского общества, аккредитованных в порядке в установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» также закреплена мера по профилактике коррупции в виде развития общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Таким образом, независимая антикоррупционная экспертиза является одной из форм общественного контроля, связанная с выявлением независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы и не являющиеся государственными и муниципальными служащими, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах с целью их устранения.

Вместе с тем, перед независимыми экспертами, как субъектами антикоррупционной экспертизы, стоят актуальные вопросы возможности осуществления независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, то есть возможности фактического доступа на сайтах органов публичной власти к текстам нормативных правовых актов для проведения их оценки на коррупциогенность.

К сожалению, не всегда имеется возможность оценить актуальную версию нормативного правового акта, найти его реквизиты, да и в целом найти нужный правовой акт, в том числе его полный текст, тем самым затрудняется доступ к реализации общественного контроля в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Более то, не только не соблюдается один из указанных принципов организации антикоррупционной экспертизы, но и нарушаются положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», что приводит к возникновению административной ответственности, предусмотренной статьёй 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также, необходимо отметить, что при реализации полномочий независимого эксперта, не всегда по результатам независимой антикоррупционной экспертизы органы государственной и муниципальной власти направляют мотивированные ответы экспертам, что безусловно является прямым нарушением федерального законодательства об антикоррупционной экспертизе, да и в целом федерального закона о противодействии коррупции, снижением эффективности взаимодействия между органами власти и экспертом и даже может расцениваться фактическим укрывательством отдельными должностными лицами коррупциогенных факторов, выявленных в нормативных правовых актах и их проектах.

Для устранения вышеизложенных актуальных для экспертов проблем, на мой взгляд, необходимо:

Первое: рекомендовать региональным и муниципальным органам государственной власти осуществлять на постоянной основе своевременное размещение актуальных текстов правовых актов и их проектов на официальных сайтах органов публичной власти.

Второе: разработать проект регионального закона о внесении изменений в Кодекс Оренбургской области об административных правонарушений в части установления административной ответственности за не рассмотрение заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы или не направление мотивированных ответов эксперту.

Также проблематика встречается и в уклонении органами власти от проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, придавая формально видимость их ненормативности.

При этом хочу особо обратить внимание, институт независимой антикоррупционной экспертизы развивается, востребован, как в обществе, так и в целом в государстве.

 

Рамис Минивагизович Гибатдинов,

член Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса

и деловой этики,

независимый эксперт, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов