Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Об основных принципах организации проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА — ТПП
Об основных принципах организации проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является видом криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов государства.(1)

Основной целью  антикоррупционной экспертизы является выявление и устранение предпосылок возникновения коррупциогенных факторов,  приведение правовой нормы к техническому состоянию, исключающему многозначность  её толкования,  недопущению дефектов юридической техники, устранению  коллизии  между нормами.

Организация проведения антикоррупционной экспертизы в нашей стране регулируется   Федеральным законом Рос­сийской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе норма­тивных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Закон устанавливает  правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых,  а также определяет  основные принципы организации антикоррупционной экспертизы.

Статьёй 2 Федерального закона 17.07.2009 N 172-ФЗ  определены следующие  пять ос­новных принципов, на которых основывается организация проведения антикоррупционной экспертизы федеральных, региональных и му­ниципальных нормативных правовых актов или их проектов:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (2).

Рассмотрим каждый из них.

  1. Обязательность проведения антикор­рупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов,  основывается  на  закреплённом  законодательством   требовании к орга­нам государственной власти и органам местно­го самоуправления об обязательном проведении государственной и/или муниципальной либо независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в уста­новленном для этого порядке до их официаль­ного принятия или введения в действие.

Принцип обязательности проведения анти­коррупционной экспертизы нормативных пра­вовых актов и их проектов включает в себя две  части:

— обязательность проведения данного вида экспертизы в процессе осуществления пра­вотворческой деятельности;

— обязательность корректировки проектов нормативных правовых актов,   по итогам экспертизы, проведённой экспертом, комиссией эк­спертов или экспертного учреждения либо  содержащихся в актах прокурорского реагирования  и/или судебных решениях при наличии выводов о наличии в них коррупциогенных факторов.

Требование об обязательности официальной (государственной) антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых закреплено в прика­зе Минюста России от 04.10.2013 N 187 (ред. от 27.09.2018) «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации» (3).

  1. Принцип оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами заключается том, что эксперт, должен провести экспертизу не только конкретного проекта нормативного правового акта, но и выявить изменения, которые возможно придется внести в действующее законодательство, в связи с принятием нового акта. К тому же эксперт должен провести анализ взаимосвязанных с рассматриваемым актом иных нормативно-правовых актов, регулирующих однородные отношения, в целях исключения коллизий. Обязательность соблюдения этого принципа связана с тем, что все принимаемые и действующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами и находятся в строгой зависимости друг от друга. При обнаружении в проекте нормативного правового акта или в действующем правовом акте, регулирующем однородные отношения, коррупциогенных факторов эксперт должен уметь оценить эти факторы, оценить их воздействие и предложить эффективные меры по их исключению.
  2. Принцип обоснованности объективности и проверяемости объединяет сразу три взаимосвязанных требования к результатам антикоррупционной экспертизы. Рассмотрим значимость каждого.

Обоснованность результатов экспертизы предполагает наличие доказательств в выводах эксперта, подтверждающих  присутствие  в акте коррупциогенных факторов, что в свою очередь подразумевает необходимость проведения детального анализа, рассматриваемого документа с учетом методологии юридической науки и сложившейся правоприменительной практики. Кроме того, эксперт должен выявить вероятность наступления негативного эффекта в результате введения в действие проверяемых норм права при  обнаружении в них коррупциогенных факторов.

Объективность результатов антикоррупционной экспертизы — это минимизация влияния субъективных факторов на выводы эксперта. Эксперт должен максимально изучить объект экспертизы, используя методику и правила проведения экспертизы, существенным моментом объективности выступает независимость эксперта.

Проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы предполагает возможность проверки   точности выводов эксперта. Эта возможность реализуется за счет применения Методики проведения антикоррупционной экспертизы, публичности результатов антикоррупционной экспертизы, а также обязательности предоставления проекта нормативного правового акта вместе с заключением эксперта.

Таким образом, обоснованность, объективность и проверя­емость результатов антикоррупционной экспер­тизы нормативных правовых актов и их проек­тов как принцип организации антикоррупцион­ной экспертизы заключается в том, что эксперт исследует каждую норму правового акта или его проекта на коррупциогенность  в соответствии с единой методикой. Кроме того эксперт должен последовательно и единообразно изложить ре­зультаты исследования с учетом выявленных  коррупциогенных факторов и предложить меры по их устранению.

  1. Следующий важный принцип организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, это компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Компетентность, это способность эксперта к практическому проведению исследования, что предполагает наличие у эксперта определенных знаний, опыта и квалификации. Минимальные требования к компетенции лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, закреплены в Правилах проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции и Положении об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.  Соблюдение принципа компетентности позволяет минимизировать количество ошибочных заключений экспертов.

  1. Принцип сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов реализуются во взаимосвязи с принципами противодействия коррупции, предусмотренными п.п. 3 и 7 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Единство общественной и государственно-правовой природы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является определяющим для решения сто­ящих перед ней задач.  Это означает, что система антикоррупционного мониторинга  законодательства должна получать оценки эффективности от предста­вителей законодательной, исполнительной и судебной систем, с одной стороны, и от общественных представителей в лице независимых экспертов с другой.

 

Малышева Ольга Александровна

независимый эксперт, уполномоченный

на проведение антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов