«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является видом криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов государства.(1)
Основной целью антикоррупционной экспертизы является выявление и устранение предпосылок возникновения коррупциогенных факторов, приведение правовой нормы к техническому состоянию, исключающему многозначность её толкования, недопущению дефектов юридической техники, устранению коллизии между нормами.
Организация проведения антикоррупционной экспертизы в нашей стране регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых, а также определяет основные принципы организации антикоррупционной экспертизы.
Статьёй 2 Федерального закона 17.07.2009 N 172-ФЗ определены следующие пять основных принципов, на которых основывается организация проведения антикоррупционной экспертизы федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов или их проектов:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (2).
Рассмотрим каждый из них.
Принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов включает в себя две части:
— обязательность проведения данного вида экспертизы в процессе осуществления правотворческой деятельности;
— обязательность корректировки проектов нормативных правовых актов, по итогам экспертизы, проведённой экспертом, комиссией экспертов или экспертного учреждения либо содержащихся в актах прокурорского реагирования и/или судебных решениях при наличии выводов о наличии в них коррупциогенных факторов.
Требование об обязательности официальной (государственной) антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых закреплено в приказе Минюста России от 04.10.2013 N 187 (ред. от 27.09.2018) «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации» (3).
Обоснованность результатов экспертизы предполагает наличие доказательств в выводах эксперта, подтверждающих присутствие в акте коррупциогенных факторов, что в свою очередь подразумевает необходимость проведения детального анализа, рассматриваемого документа с учетом методологии юридической науки и сложившейся правоприменительной практики. Кроме того, эксперт должен выявить вероятность наступления негативного эффекта в результате введения в действие проверяемых норм права при обнаружении в них коррупциогенных факторов.
Объективность результатов антикоррупционной экспертизы — это минимизация влияния субъективных факторов на выводы эксперта. Эксперт должен максимально изучить объект экспертизы, используя методику и правила проведения экспертизы, существенным моментом объективности выступает независимость эксперта.
Проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы предполагает возможность проверки точности выводов эксперта. Эта возможность реализуется за счет применения Методики проведения антикоррупционной экспертизы, публичности результатов антикоррупционной экспертизы, а также обязательности предоставления проекта нормативного правового акта вместе с заключением эксперта.
Таким образом, обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов как принцип организации антикоррупционной экспертизы заключается в том, что эксперт исследует каждую норму правового акта или его проекта на коррупциогенность в соответствии с единой методикой. Кроме того эксперт должен последовательно и единообразно изложить результаты исследования с учетом выявленных коррупциогенных факторов и предложить меры по их устранению.
Компетентность, это способность эксперта к практическому проведению исследования, что предполагает наличие у эксперта определенных знаний, опыта и квалификации. Минимальные требования к компетенции лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, закреплены в Правилах проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции и Положении об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность. Соблюдение принципа компетентности позволяет минимизировать количество ошибочных заключений экспертов.
Единство общественной и государственно-правовой природы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является определяющим для решения стоящих перед ней задач. Это означает, что система антикоррупционного мониторинга законодательства должна получать оценки эффективности от представителей законодательной, исполнительной и судебной систем, с одной стороны, и от общественных представителей в лице независимых экспертов с другой.
Малышева Ольга Александровна
независимый эксперт, уполномоченный
на проведение антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов