В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» (далее — постановление № 1956, Правила, информационная система маркировки) 1 января 2021 г. введен запрет на оборот немаркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности.
Вместе с тем, 20 марта 2021 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2021 г. № 343 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956», согласно которому участники оборота товаров легкой промышленности вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении товаров легкой промышленности по состоянию на l января 2021 г. и осуществлять их маркировку средствами идентификации и предоставление соответствующих сведений в информационную систему маркировки в целях последующей реализации до 1 мая 2021 г.
Необходимо отметить, что маркировка товаров легкой промышленности в дополнительный период может осуществляться только в случае регистрации товаров в соответствии с пунктами 24 и 25 Правил.
Напомним, что ТПП России предлагает разработать критерии определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров. Такая позиция связана со сложной экономической ситуацией из-за ограничительных мер, введенных из-за пандемии коронавируса.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин в рамках Первого всероссийского межотраслевого форума по маркировке озвучил видение Палаты дальнейшего процесса внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Консолидированная позиция, выработанная представителями предпринимательского сообщества на площадке ТПП РФ, звучит так:
— разработка критериев определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров по результатам экспериментов, исходя из уровня готовности бизнеса и системы оператора, а также объемов затрат участников рынка. В ходе экспериментов необходимо отрабатывать синхронность работы во всех звеньях товаропроводящей сети, особенно для малого предпринимательства;
— детальная проработка необходимости для специфических групп товаров дополнительных критериев: качественных, количественных, наличия товаров низкой стоимости, малых размеров и прочее;
— разработка дифференцированного подхода к определению стоимости кодов маркировки в случае социально значимой продукции;
— предусмотреть возможность оказания мер финансовой поддержки как отдельным категориям участников внедрения цифровой маркировки, так и оператору с целью повышения уровня работы его системы поддержки (организационное, технологическое, коммерческое);
— введение соразмерности ответственности для участников товаропроводящей цепи при незначительных нарушениях, особенно на начальных этапах внедрения цифровой маркировки;
— предусмотреть ответственность Оператора за сбои в работе системы, приводящие к простою, срывам поставок, убыткам участников оборота товаров;
— гармонизация всех существующих систем прослеживаемости товаров (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ) и готовящуюся к запуску с 1 января 2021 года в России национальную систему прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, по принципу «одного окна» для всех участников рынка;
— разработка принципов синхронизации и единства концепции системы прослеживаемости на территории ЕАЭС;
— перенесение сроков введения маркировки в новых товарных группах на 2022 год в связи со сложной экономической ситуацией, связанной с ограничительными мерами, введенными из-за пандемии коронавируса.