Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Если не регистрировать товарный знак? — ТПП
Если не регистрировать товарный знак?

Зачем вообще нужна эта регистрация товарных знаков?


Дорого, долго… Допустим, вы подумали и решили не ввязываться в эту историю с брэндами, госпошлинами и регистрирующими органами. Чем это может обернуться? Рассмотрим на конкретных ситуациях.

Вы организовали бизнес. Пусть это будет цветочный магазин «Весенняя ласточка».

Ситуация 1. Вы сделали вывеску, запустили информацию в соцсетях, потратили средства на разработку дизайна и сайта, провели рекламную кампанию и замерли в ожидании клиентов. Но вместо клиентов получаете требование прекратить незаконное использование «Ласточки» и удалить упоминания о ней из всех возможных информационных источников. В случае неповиновения, возмущенный правообладатель (который может находиться в любой точке России, а то и мира) грозит судебным разбирательством. Если вы с ним не договоритесь на использование товарного знака по лицензии, заплатив за это приличную сумму, вашу «Ласточку» придется снять с вывески, упрятать в дальний угол и периодически грустно сметать с нее пыль, вспоминая о впустую потраченных средствах.

Ситуация 2. Перед тем, как запустить свой бизнес проверили «Весеннюю ласточку» на предмет наличия схожих товарных знаков и ничего не нашли. Решили, что горизонт чист, можно действовать. Ваш бизнес активно развивается, клиенты вас ценят, а торговля расширяется. И тут из темных глубин предпринимательства всплывает злобный «патентный тролль». Он видит ваш успех, регистрирует ваш брэнд, а дальше все развивается по вышеописанному сценарию – претензии, суды, требования выплатить компенсацию и так далее.

Ситуация 3. Вы раскрутили свой бизнес. Наработали клиентскую базу, активно продвигаете свои товары и услуги, пользуетесь заслуженным уважением потребителей. И однажды на прилавке появляется товар не самого лучшего качества с вашим логотипом. Начинают поступать жалобы от недовольных клиентов. Выясняется, что некие предприимчивые товарищи скопировали ваш логотип и приторговывают дешевыми подделками, пользуясь вашим авторитетом. И так, никаких прав на логотип у вас нет, а значит и запретить кому-либо его использование вы не сможете. Вы можете обратиться в суд по вопросу недобросовестной конкуренции, но ваш бизнес тем временем будет терять репутацию в глазах потребителей.


Товарный знак, как объект интеллектуальной собственности, конечно, не самый жизненно необходимый элемент бизнеса. Но если вы, оценив все возможные риски поняли, что можете оказаться в одной из описанных ситуаций – обращайтесь к нам и вместе мы постараемся найти оптимальное решение вашего вопроса.

Волкова Ирина Сергеевна,
старший юрисконсульт отдела патентов и товарных знаков
Союза «ТПП Оренбургской области»

460000, г. Оренбург, пер. Свободина, 4, каб. 208
Тел.: (3532) 91-33-73
e-mail: tz@orenburg-cci.ru

Перейти в отдел патентов и товарных знаков