Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Что ждёт предпринимателей с 1 июля 2021 г.: реформа контроля и надзора — ТПП
Что ждёт предпринимателей с 1 июля 2021 г.: реформа контроля и надзора

С 1 июля вступит в силу большинство положений Закона о госконтроле и надзоре. Главные задачи: с проведения проверок переходить на профилактику нарушений, дать юрлицам и ИП больше гарантий при взаимодействии с инспекторами, а также упростить этот процесс.

26 мая в третьем чтении был принят проект «закона-спутника» реформы. Среди прочего предложено скорректировать более 100 законов и определить особенности применения Закона о защите прав юрлиц и ИП.

Новые правила контроля и надзора тесно связаны с Законом об обязательных требованиях.

 

Каких сфер реформа контроля не коснется?

В частности, налогового, валютного и таможенного контроля, а также не будут затронуты:

— контроль за кредитными организациями и банковскими группами;

— за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;

— в сфере корпоративных отношений в АО;

— в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ;

— за соблюдением законодательства о гособоронзаказе;

— в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;

— за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их квалифицированной ЭП. Сообщать юрлицам и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, в том числе, через Госуслуги. При этом до 31 декабря 2023 года документы и сведения могут направляться на бумаге, если, например, электронная связь невозможна.

 

В адрес органов документы нужно будет направлять тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот в сфере муниципального контроля возможен на бумаге, если это будет предусмотрено в положении.

В досудебном порядке можно будет подать только электронную жалобу через Госуслуги и аналогичные региональные порталы. Решение по ней направят также через эти ресурсы.

 

В развитии профилактики нарушений закреплён приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным, предусмотрены, в частности, следующие мероприятия:

 

  • меры стимулирования добросовестности: нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Будет определён порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование: самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам будет получена высокая оценка, то ИП и юрлицо сможет принять декларацию их соблюдения;
  • профилактический визит: беседа по месту деятельности. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

 

В федеральном законе о виде контроля смогут предусмотреть независимую оценку соблюдения обязательных требований. Ее будут проводить независимые аккредитованные организации. Если такая организация подтвердит, что юрлицо или ИП соблюдает эти требования, то выдаст заключение. Пока оно действует, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

 

Можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом саморегулируемой организации, если, например:

— федеральный закон предусматривает такую возможность;

— эта организация и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

 

Также рассматривается возможность освобождения от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.

 

Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий, а именно:

  • мониторинговая закупка. В отличие от контрольной закупки, ее будут проводить для направления товаров и результатов работ (услуг), например, на экспертизу.
  • выборочный контроль: отбор проб образцов продукции для подтверждения их соответствия обязательным требованиям по безопасности, качеству;
  • инспекционный визит. Юрлица и ИП должны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительно уведомлять о визите не будут;
  • выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с юрлицами или ИП, а проведут визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.

 

Определены подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

 

Проводить контрольную и мониторинговую закупки, инспекционный визит, а также выездную проверку смогут дистанционно, в т.ч. через аудио- или видеосвязь.

 

Сокращение сроков проверок

 

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

 

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

 

Предусмотрена отмена решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Перечислены 11 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

 

Документ: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 26.05.2021.