left_line right_line
логотип Союза Торгово-промышленная Оренбургской области

Союз "Торгово-промышленная палата
Оренбургской области"

иконка фейсбук группы иконка отправить письмо иконка карты сайта
баннер анимация ТПП РФ
(3532) 91-33-70

Хозяйствующие субъекты на основе договорной подсудности сами выбирают форму правосудия для разрешения споров, т. е. определяют какому суду — государственному или третейскому — они доверяют рассмотрение споров, возникающих в процессе их предпринимательской деятельности.

Статьей 135 нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья арбитражного суда разъясняет сторонам, что спор может быть передан на рассмотрение третейского суда.

ФЗ «О третейских судах в РФ» предусмотрены все основные вопросы деятельности третейских судов, начиная с их образования, компетенции, процедур формирования состава третейского суда, отвода судей, принятия решения и т. д., до исполнения решения третейского суда, что обеспечивает государственную гарантию их деятельности.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации большое внимание уделяет развитию третейских судов. По инициативе палаты в Москве создан Российский центр содействия третейскому разбирательству.

Третейский суд при Торгово-промышленной палате Оренбургской области создан и работает с 1996 года.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

  1. Возможность самостоятельного выбора судей. 
    В качестве судей сторонами могут быть выбраны лица как указанные в списке судей, утвержденном Правлением Союза "ТПП Оренбургской области", так и иные лица, обладающие необходимой для этого квалификацией.
  2. Возможность разрешения спора в одной инстанции. 
    Если в договоре или соглашении предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит, то решение вступает в силу в срок, указанный в решении.
  3. Минимальный срок рассмотрения спора. 
    Регламентом третейского суда предусмотрен срок рассмотрения спора не более 20 дней с момента выбора состава суда.
  4. Низкие третейские сборы.
    Третейские сборы намного ниже государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Также судом может быть удовлетворена просьба заявителя о рассрочке или отсрочке уплаты третейского сбора.
  5. Конфиденциальность третейского разбирательства.
    Одним из принципов третейского разбирательства, закрепленных федеральным законом, является конфиденциальность (ст.18 ФЗ). Без согласия сторон третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие ему известные в ходе третейского разбирательства.
  6. Место третейского разбирательства может быть определено по соглашению сторон. 
    Регламентом третейского суда предусмотрено, что судебное разбирательство может быть проведено в удобном для сторон и суда месте.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

На рассмотрение третейского суда могут быть переданы почти все споры, подведомственные государственным арбитражным судам, за исключением споров, возникших в сфере управления. К подобным спорам, в частности, относятся:

  1. споры о признании недействительными нормативных актов государственных органов, не соответствующих законам и иным нормативно-правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  2. споры об обжаловании отказа в государственной регистрации;
  3. споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона.

Не могут в третейском суде рассматриваться дела о несостоятельности, банкротстве организаций и граждан-предпринимателей.

Принятый Палатой регламент третейского суда содержит в себе достаточно гибкие правила рассмотрения споров, предоставляющие спорящим сторонам большие возможности экономично и быстро разрешить возникшие между ними спорные ситуации.

В третейский суд по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из отношений по:

  1. купле-продаже;
  2. выполнению работ;
  3. оказанию услуг;
  4. обмену товарами или услугами;
  5. перевозке грузов и пассажиров;
  6. торговому представительству или посредничеству;
  7. аренде, лизингу;
  8. научно-техническому обмену;
  9. сооружению промышленных и иных объектов;
  10. лицензионным операциям;
  11. инвестициям;
  12. кредитно-расчетным операциям;
  13. страхованию;
  14. другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.