// Пиксель ВК: '
left_line right_line
логотип Союза Торгово-промышленная Оренбургской области

Союз "Торгово-промышленная палата
Оренбургской области"

иконка фейсбук группы иконка отправить письмо иконка карты сайта
баннер анимация ТПП РФ
(3532) 91-33-70

ТПП России провела мониторинг эффективности налоговых льгот

» » » ТПП России провела мониторинг эффективности налоговых льгот
Голосов: 10

Опрос проводился по поручению Президента РФ В.В. Путина с участием территориальных торгово-промышленных палат и членских организаций.

По итогам проведенного ТПП РФ опроса установлено, что многие предприниматели не пользуются какими-либо налоговыми льготами и преференциями, установленными налоговым законодательством.

Представители предпринимательского сообщества выделили следующие барьеры и сложности:

1) достаточно строгие критерии отбора инвесторов для применения инвестиционных налоговых льгот (например, объем инвестиций для региональных инвестпроектов составляет 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет, требование, что организация не имеет в своем составе обособленных подразделений);

2) сложные административные процедуры при получении специального статуса (например, резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, индустриальных парков) или заключения соглашения (например, специального инвестиционного контракта) и необходимость подтверждения соблюдения обязательных требований (например, объема инвестиций, отсутствия задолженности по налогам);

3) регулярные изменения в налоговой системе (например, отмена в 2018 году на федеральном уровне льготы по налогу на движимое имущество, переход к налогообложению от кадастровой стоимости объектов, изменение требований к специальным инвестиционным контрактам, введение ограничений по срокам действия налоговых льгот, в частности, по региональным льготам по налогу на прибыль), что не позволяет осуществлять долгосрочное планирование;

4) опасение проведения налоговых проверок всего бизнеса в рамках проверки обоснованности применения льгот.

Предприниматели из ряда субъектов РФ также отметили низкую эффективность льгот, предоставляемых на региональном уровне, поскольку пользователями таких льгот, как правило являются отдельные организации, которые могут соответствовать критериям (ограничения по видам деятельности и объему капитала).

Кроме того, в связи с тем, что многие льготы вводятся на субъектовом уровне, может возникнуть ситуация, когда в разных регионах будет действовать разная льгота, что может привести к нарушениям конкурентной среды в соседствующих регионах, а также к искусственному перемещению основных фондов в регионы с более льготным режимом.

Бизнес отметил, что по целому ряду налоговых льгот и преференций невозможно оценить их эффективность в связи с отсутствием в статистической и налоговой отчетности сумм выпадающих доходов из бюджетной системы РФ. Например, если предоставление налоговых льгот осуществляется в форме изъятия из налоговой базы части объекта налогообложения, то указанная формулировка препятствует оценке объема выпадающих доходов и анализу эффективности налоговой льготы, поскольку в таком случае налоговые органы не располагают сведениями о величине налоговой базы в целом по представленным налогоплательщикам декларациям.

Не представляется также возможным оценить эффект от предоставления права на ускоренное списание стоимости амортизируемого имущества. С точки зрения обеспечения контроля за подобными льготами, следует рассматривать вопрос о замене ускоренного списания капитальных затрат инвестиционными налоговыми вычетами.

Для более точной и взвешенной оценки эффективности налоговых льгот целесообразно разработать и согласовать методику их оценки, в который предлагается закрепить такие критерии как:

увеличение налоговых поступлений,

сокращение встречных финансовых потоков,

рост средней заработной платы и количества создаваемых рабочих мест,

улучшение условий труда,

динамика и объем капитальных вложений,

капитализация основных фондов,

себестоимость проданных товаров, ра