left_line right_line
логотип Союза Торгово-промышленная Оренбургской области

Союз "Торгово-промышленная палата
Оренбургской области"

иконка фейсбук группы иконка отправить письмо иконка карты сайта
баннер анимация ТПП РФ
(3532) 91-33-70

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

» » » 15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
Голосов: 68

У потребителя есть права

Из истории

Каждый человек в той или иной степени является потребителем.  В 1960 году была основана Всемирная организация потребителей,  и сегодня в ее составе более двухсот национальных организаций из семидесяти стран. Чтобы научить потребителя отстаивать свои законные права, в 1983 г. ООН был учрежден Всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта.

Практически во всех странах мира права потребителя защищаются законодательно. Товары, которые поступают в свободную торговлю, должны соответствовать определенным нормам, почти для каждого из них существуют строгие стандарты качества, для многих товаров определены порядок их отпуска и оборота. Сегодня считается, что каждый человек имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ему, право удовлетворять свои основные потребности, получать новую информацию и рассчитывать на благоприятную окружающую среду.

 В новейшей российской истории первый шаг в отстаивании потребительских прав был сделан в 1992 году, когда Верховный Совет РФ принял первый закон, который регулировал отношения между потребителями и продавцами.

Как работает закон

Основной проблемой для потребителя и продавца при разрешении споров, касающихся возникновения дефектов в товаре, является определение характера этих  дефектов, т.е. являются ли они производственными, или возникли в процессе неправильной эксплуатации. Нередко магазин уверяет покупателя, что заявленный им в претензии дефект возник по вине самого покупателя, например, в результате неправильной эксплуатации или не соблюдения правил ухода за изделием. В этих случаях Общества по защите прав потребителей и Роспотребнадзор направляют граждан на независимую экспертизу в экспертные организации, в том числе в Союз «ТПП Оренбургской области», где проводятся различные экспертизы.

Экспертизы судебные и досудебные

Досудебная независимая экспертиза товаров может проводиться по обращению, как покупателя, так и торгующей организации, производителя данного товара. Экспертиза качества товаров позволяет установить причину образования заявленного дефекта и подтвердить или опровергнуть версию потребителя или продавца. При этом эксперт может установить не только наличие дефекта и причину его образования, но и существенность дефекта, его характер, соответствие товара требованиям ГОСТ, маркировочным обозначениям и другое.

Судебная товароведческая экспертиза наиболее часто назначается в связи с рассмотрением гражданских споров по претензии покупателя к качеству приобретенного им товара. При покупке того или иного изделия его качество для покупателя может быть неочевидно, заметен для непрофессионала может быть только явный дефект, а последующие попытки вернуть некачественный товар в магазин могут оказаться неуспешными.

Виды экспертиз

Экспертиза обуви является одной из самых распространенных товароведческих экспертиз. Качественная обувь должна быть прочной, износостойкой, комфортной и эстетически привлекательной. Чтобы продлить срок ее службы, необходимо знать правила ухода за обувью, так как разные виды кож имеют свои особенности.

При эксплуатации одежды также требуется соблюдать рекомендации производителя по уходу за изделием, которые указаны на навесных и контрольных ярлыках. Потребители не всегда соблюдают условия ухода за изделием, стирая его при высокой температуре, используя автоматическую сушку, а также глажку, когда в соответствии с указанными обозначениями данные действия недопустимы. Неправильный уход может привести к порче изделия, его деформации, изменению окраски, потере некоторых свойств и качеств, а главное, к непригодности изделия к последующей эксплуатации. Экспертиза одежды устанавливает причину образования подобных дефектов, выявляя их производственный или эксплуатационный характер.

Экспертиза мебели проводится путем оценки ее внешнего вида, изучения свойств и характеристик. Дефекты мебели обнаруживаются, как правило, после ее покупки и снятия упаковки, при сборке и установке, и перед потребителем встает задача доказывания, что данные дефекты возникли до получения им товара. Поэтому при доставке и сборке мебели продавцом необходимо внимательно осматривать изделия на предмет наличия дефектов, в том числе, механических повреждений. Независимая экспертиза мебели позволяет установить ее соответствие или несоответствие требованиям ГОСТ.

Экспертиза бытовой техники (холодильники, стиральные машины, СВЧ печи и т.п.) проводится с целью установления причин поломки или ненадлежащей работы бытовых электроприборов, а также для определения причин возникновения в них дефектов. Множество конфликтных ситуаций возникает в результате попыток потребителей вернуть сломавшуюся или плохо работающую бытовую технику. Корень проблемы потребитель видит в плохом качестве продукции. Продавцы и производители, напротив, настаивают на другой причине - неправильной эксплуатации приборов покупателями. Экспертиза бытовой техники заключается, прежде всего, в анализе специалистами базовых функциональных свойств приборов и произошедших с ними изменений в ходе эксплуатации. Исследование определяет причины образования дефекта, и результатом является независимое компетентное заключение, носящее доказательный характер.

Экспертиза мобильных (сотовых) телефонов - одна из наиболее востребованных. Телефоны прочно вошли в нашу повседневную жизнь, индивидуальный телефон, а то и несколько, имеются практически у каждого  человека. При данной экспертизе проводятся: визуальный осмотр на предмет наличия механических повреждений и идентификация телефона, анализируется его работа, наличие закаченных файлов. При наличии недостатков аппарат вскрывается для определения причины неисправности.

Выдаваемые по результатам исследований экспертные заключения являются основанием для предъявления претензии или иска.

Сегодня в Интернете доступна информация о различных товарах, их характеристиках, способах ухода и эксплуатации. Внимательное изучение ее позволит избежать неприятных моментов. Чтобы грамотно защищать свои интересы, полезно знать положения закона «О защите прав потребителей» (Закон РФ  от 07.02.1992 г. № 2300-1). Это позволит решать возникающие проблемы при приобретении некачественных товаров, а за проведением экспертизы обращайтесь в Торгово-промышленную палату, тел. (3532) 91-33-69.