left_line right_line
логотип Союза Торгово-промышленная Оренбургской области

Союз "Торгово-промышленная палата
Оренбургской области"

иконка фейсбук группы иконка отправить письмо иконка карты сайта
баннер анимация ТПП РФ
(3532) 91-33-70

Объектами экономических экспертиз являются: бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы с приложениями), регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости с разбивкой по аналитике, карточки, обороты по счетам), первичные документы (ПКО, РКО, счета-фактуры, акты), договоры между предприятиями и организациями с приложенными документами, банковские документы, (выписки), кредитные досье, акты налоговых проверок и ревизий, налоговые документы (декларации, справки-расчеты налоговых платежей, акты налоговых проверок); регистры налогового учета; унифицированные формы первичной учетной документации (КС2, КС-3) по учету работ применяемые в строительстве, а также материалы судебного дела, относящиеся к предмету экспертизы. 

 

  

БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Бухгалтерская экспертиза - исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных.

В рамках бухгалтерской экспертизы решаются следующие задачи:

* определение полноты в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций;

* определение методической правильности отражения операций в бухгалтерском учете;

* определение обоснованности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

* проведение экспертного исследования по операциям с обязательством или имуществом конкретного вида доходов и расходов;

* установление обоснованности оприходования материальных ценностей;

* установление обоснованности оприходования, начисления, выплаты и списания денежных средств;

* определение правильности ведения бухгалтерского учёта, отчётности и организации контроля в целях установления:

- соответствия отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций требованиям действующих нормативных актов по ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности;

-правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации, списания материальных ценностей и денежных средств;

-недостатков в организации и ведение бухгалтерского учёта и контроля, которые способствовали или могли способствовать образованию недостач, излишков, необоснованному списанию денежных средств;

-исследования операций с денежными средствами в кассах и на счетах в банках;

-исследования операций с материальными ценностями;

- исследования товарных операций в торговле.

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

1. Обосновано ли документами бухгалтерского учёта оприходование и списание товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) и денежных средств?

2. Какова сумма недостачи (излишков) ТМЦ (денежных средств) за исследуемый период?

3. Каков размер задолженности денежных средств?

4. Каков размер задолженности по выплатам (заработной платы, пенсии, пособия)?

5. Существуют ли расхождения в учетных данных о приходе и расходе имущественных ценностей?

6. Нашли ли надлежащее отражение в бухгалтерских документах факты поступления и списания товаров?

 

  

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В рамках финансово-экономической экспертизы решаются следующие задачи:

* исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта;

* исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта;

* исследование расчета долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе и распределяемой прибыли хозяйствующего субъекта;

* исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, характеризующих платежеспособность, кредитоспособность, использование и возвратность кредитов хозяйствующего субъекта;

* исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда с целью установления отключений от действующих норм);

* установление обоснованности расчётных финансовых показателей субъектов финансово-хозяйственных деятельности;

* исследование и анализ хозяйственной деятельности предприятия;

* установление обоснованности формирования статей баланса;

* анализ статей баланса, достоверность отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.

  

ЭКСПЕРТИЗА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В рамках налоговой экспертизы решаются следующие задачи:

* составление возражений по акту налоговых проверок (обоснованность доначисления налогов, штрафных санкций, пений и т.д. допущенными налоговыми органами в ходе проверок);

* определение факта наличия/отсутствия правильности выявленных нарушений налогоплательщиками (агентами) в соответствии с законодательством, допущенными налоговыми органами в ходе проверок;

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

1. Каков размер налогов и других обязательных платежей в бюджет?

2. Какова сумма налогов и других обязательных платежей, подлежит доначислению и перечислению в бюджет?

3. Использованы ли бюджетные средства по целевому назначению?

4. Какова сумма таможенных платежей, таможенной пошлины и НДС подлежит уплате в бюджет?

5. Какова сумма НДС, подлежащая исчислению по объекту «…» за период «…

Налоговые органы активно пользуются таким инструментом, как экспертиза, в силу того, что им дано право самостоятельно решать вопрос о целесообразности проведения экспертизы и определению привлекаемого экспертного учреждения или эксперта. Основная фактическая цель "налоговой" экспертизы заключается в возможности использовать ее результаты для привлечения налогоплательщика к ответственности.

С помощью результатов экспертизы как одного из основных доказательств по налоговым спорам подтверждаются либо опровергаются следующие обстоятельства:

  • установление факта подписания документов конкретным лицом;
  • определение давности изготовления документа;
  • установление принадлежности товаров (работ, услуг) к определенному виду или группе;
  • стоимость того или иного объекта и т. д.

Налоговые органы вправе привлечь эксперта и провести экспертизу в период осуществления налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля, которые инспекция может назначить после окончания выездной проверки (ст. 95абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Суды не признают экспертизу надлежащим доказательством, если она проведена:

Определение необходимости в проведении экспертизы в рамках проверки – прерогатива налогового органа. Однако стоит иметь в виду, что ему необходимо соблюсти приличное число формальностей и любое отступление от них влечет недействительность экспертизы.

В рамках налоговой экспертизы каждый из участников процесса имеет определенный объем полномочий.

 

ЭКСПЕРТИЗА ПРЕДНАМЕРЕННОСТИ (ФИКТИВНОСТИ) БАНКРОТСТВА

При производстве указанной экспертизы экспертом используются знания в области бухгалтерского учета и финансового анализа. Путем применения данных знаний исследуются и устанавливаются следующие обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности: общее изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта и степень влияния на финансовое состояние хозяйствующего субъекта финансовых операций.

В рамках данной экспертизы решаются следующие задачи:

* исследование и анализ хозяйственной деятельности предприятия;

* проведение финансового анализа активов и пассивов должника;

* исследование динамики финансового состояния должника;

* исследование поквартальной динамики финансовых показателей деятельности должника;

* исследование сделки или группы сделок повлиявших на изменение финансового состояния должника;

* определение периода, в течение которого должник утратил возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

1. Какие финансово-хозяйственные операции за период (уточнить период) существенно ухудшили платежеспособность организации?

2. Каково влияние данных операций на финансовое состояние организации?

3. Какова динамика финансового состояния ООО организации за период?

4. Какова структура и динамика расходов и доходов организации?

5. Какова степень обеспечения организации оборотными средствами?

6. Имеются ли необоснованное завышение сумм денежных средств, оставляемых в распоряжении организации?

 

ЭКСПЕРТИЗА ТАРИФОВ

(технико-экономическая экспертиза)

В рамках экспертизы обоснованности тарифов (технико-экономической) экспертизы решаются следующие задачи:

* определение расчетным путем тарифов на теплоснабжение, электроснабжение на основании методик, используемых ТЭК, РЭК, ФСТ, РСТ и комитетом по тарифам и ценам;

* определение экономически-обоснованных ставок (тарифов) на производство и передачу тепловой энергии;

* определение стоимости услуг на передачу электрической энергии;

* определение величины стоимости приобретения единицы электрической энергии;

* определение факта наличия/отсутствия нарушения методики расчета тарифов, установленных соответствующими нормативными актами;

* определение стоимости услуг по передаче 1 Гкал тепловой энергии в паре;

* определение количества, объема, потребления газа поставленного «…» и принятого «…», с указанием количества нормативных технологических потерь, количества использованного газа на собственные нужды.

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

1. Какова стоимость услуг по передачи 1 Гкал тепловой энергии?

2. Каков размер стоимости услуг по передаче электрической энергии (при условии отсутствия одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии), подлежащей вычитанию из стоимости электрической энергии, оплачиваемой по

договору купли-продажи электрической энергии № «…»заключенному между «…» и «…» за период «…», учитывая согласованный сторонами по договору одноставочный тариф на электрическую энергию «…»?

3. Какова величина стоимости приобретения единицы электрической энергии с учетом мощности, которая была принята при установлении одноставочного тарифа «…» на электрическую энергию для «…» в период «…» подлежащую применению при расчете нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность)?

4. Какое количество газа в период «…» было поставлено от «…» и принято «…», в том числе с указанием какое количество газа фактически принято контрагентами ответчика, количество нормативных технологических потерь, количество использованного газа на собственные нужды ответчика?

5. Какое количество газа в период было поставлено от «…» и принято «…» исходя из объема, потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, в том числе с указанием какое количество газа фактически принято контрагентами ответчика, количество нормативных технологических потерь, количество использованного газа на собственные нужды ответчика?

6. В каком объеме за период «…» организацией поставило потребителям «…» тепловой энергии (в Гкал) и какова его фактическая стоимость?

7. В какой сумме были получены денежные средства организацией за поставляемое горячее водоснабжение потребителям «…» за период «…»?

 

ЭКСПЕРТИЗА ТАРИФОВ ЖКХ

Экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги может проводиться по инициативе хозяйствующих субъектов и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.

Цель экспертизы - подтверждение структуры расходов на производство и предоставление услуг населению, обоснованности увеличения нормативов потребления тепловой энергии, исключение из себестоимости необоснованно включенных статей затрат и т.д.

Для экономического обоснования тарифов на жилищно - коммунальные услуги в соответствии с целями проверки проводятся:

  • финансовые экспертизы
  • технологические экспертизы
  • расчет тарифа

Условиями, при наличии которых проводится экспертиза тарифов на жилищно - коммунальные услуги, могут быть:

  • изменение величины уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно - коммунальные услуги;
  • включение в Реестр хозяйствующих субъектов, участвующих на рынках услуг тепло-, электро-, водо-, газоснабжения и др. и по своим признакам относящихся к естественным и локальным естественным монополиям;
  • инициативное обращение хозяйствующих субъектов в регулирующие органы об изменении тарифов в течение регулируемого периода;
  • окончание регулируемого периода, в течение которого действуют тарифы на жилищно - коммунальные услуги.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вправе запросить сведения о проведении экспертизы тарифов и заключение экспертной организации.

В соответствии с п.16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (ред. от 29.12.2011) «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 указанных Правил (две недели).

Мнение независимой экспертной организации учитывается при рассмотрении и принятии решений, при утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

По всем вопросам проведения экономических экспертиз обращаться: (3532) 23-46-23, вице-президент Союза «ТПП Оренбургской области» Вячеслав Сергеевич Желанов.

Новости отдела